Печать PDF

Скачать архив - суд, законодательство, судебные инстанции

Основные термины и их определения

1) суд - любой организованный на законных основаниях суд Республики Беларусь, рассматривающий дела коллегиально или единолично: суд первой инстанции, суд кассационной (второй) инстанции, суд надзорной инстанции;

2) суд первой инстанции - суд, правомочный вынести решение по гражданскому делу;

3) суд кассационной (второй) инстанции - суд, правомочный по жалобам юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также иных лиц, если суд вынес решение об их правах и обязанностях, и протестам прокурора проверять в кассационном порядке законность и обоснованность судебных постановлений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу;

4) суд надзорной инстанции - суд, правомочный проверять в порядке надзора дела по протестам на судебные постановления, вступившие в законную силу, и принимать постановления в пределах своей компетенции;

5) судья - профессиональный судья общего суда Республики Беларусь;

6) прокурор - Генеральный прокурор Республики Беларусь и все подчиненные ему прокуроры, их заместители, старшие помощники и помощники, старшие прокуроры и прокуроры главных управлений, управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции;

7) законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители истца, или ответчика, или третьего лица и иные лица, которым это право предоставлено законом, а также учреждения и организации, на попечении которых находится истец или ответчик, третье лицо;

8) близкие родственники - родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки;

9) члены семьи - близкие родственники, указанные в пункте 8 настоящей статьи, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, которые проживают совместно с истцом, или ответчиком, или третьим лицом и ведут с ними общее хозяйство;

10) гражданские дела - исковые дела (по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и других отношений), дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела особого производства, дела приказного производства, иные дела в предусмотренных законом случаях;

11) судебное постановление - решение, определение, постановление судов всех инстанций;

12) решение - судебное постановление суда первой инстанции, рассмотревшего дело по существу, содержащее ответ (ответы) на заявленные требования;

13) определение - всякое судебное постановление судов всех инстанций, кроме постановлений, указанных в пунктах 12 и 14 настоящей статьи;

14) постановление - судебное постановление, принятое Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь, президиумами областных, Минского городского, Белорусского военного судов по результатам проверки решений, определений и постановлений в порядке надзора;

15) протокол - документ, в котором в порядке, установленном настоящим Кодексом, отражаются и удостоверяются факт производства по гражданскому делу, содержание и результаты судебных действий;

16) кассационная жалоба - жалоба сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также иных лиц, если суд вынес решение об их правах и обязанностях, об отмене или изменении судебных постановлений, не вступивших в законную силу;

17) кассационный протест - протест уполномоченного настоящим Кодексом прокурора об отмене или изменении судебных постановлений, не вступивших в законную силу;

18) кассатор - лицо, обжалующее или опротестовывающее в кассационном порядке не вступившее в законную силу судебное постановление;

19) частная жалоба - жалоба на определение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу;

20) частный протест - протест уполномоченного настоящим Кодексом прокурора на определение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу;

21) протест в порядке надзора - протест уполномоченного настоящим Кодексом должностного лица об отмене или изменении судебных постановлений, вступивших в законную силу;

22) преюдиция - предрешение вопроса об истинности фактов и правоотношений, установленных вступившим в законную силу судебным постановлением при рассмотрении другого дела между теми же лицами;

23) законодательные акты - Конституция Республики Беларусь, настоящий Кодекс и законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь;

24) законодательство - законодательные акты и постановления Совета Министров Республики Беларусь. Перечисленные нормативные правовые акты далее также именуются актами законодательства;

25) ночное время - период времени с 22 до 6 часов.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ


Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах.

СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Районные (городские) суды – основное звено в системе судов общей юрисдикции.

Эти суды наделены чрезвычайными полномочиями по осуществлению правосудия. Ими рассматривается по первой инстанции подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, все дела об административных правонарушениях, подведомственные судам, материалы, вытекающие из исполнительных производств.

Надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов осуществляют областные и Минский городской суды, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции исполкомов областей и г. Минска.

Состав любого суда образуют лица, осуществляющие правосудие. В районном (городском) суде это председатель суда, судьи народные заседатели. При наличии пяти и более судей в составе районного (городского) суда вводится должность заместителя председателя этого суда.

Председатель районного (городского) суда и его заместитель назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет. Количество судей для каждого районного (городского) суда также устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. Количество судей зависит от численности населения района (города) и объема работы суда.

Областные и Минский городской суды

Областные суды образуют второе, среднее звено в системе судов общей юрисдикции. К этому звену относится и Минский городской суд. Эти суды являются вышестоящими для районных (городских) судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.

Особенности правового статуса судов второго звена судебной системы: действуют в качестве всех трех судебных инстанций: первой, второй (кассационной) и надзорной; осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, находящихся на территории области или города Минска, и оказывают им помощь в применении законодательства; имеют организационно-функциональную структуру, включающую две судебные коллегии и президиум; обеспечивают специализированное отраслевое рассмотрение дел, что проявляется в наличии судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам.

Надзор за судебной деятельностью областных и Минского городского судов осуществляется Верховным Судом Республики Беларусь, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции Республики Беларусь.

Областной, Минский городской суды состоят из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и народных заседателей. Количественный состав этих судов устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. Он зависит от объема работы суда, количества населения, проживающего на его территории, числа районных (городских) судов, за которыми необходимо осуществлять надзор.

Председатель областного, Минского городского судов и его заместители назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет.

В областных и Минском городском судах имеются судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам. Они состоят из председателя коллегии, судей и народных заседателей соответствующего суда. Их количественный и персональный состав утверждается президиумом данного суда по предложению его председателя. При этом учитываются опыт работы и склонности каждого из судей.

Приговоры и решения, вынесенные по первой инстанции судебными коллегиями областного суда, могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Беларусь.

Определения судебных коллегий, вынесенные в результате рассмотрения уголовных и гражданских дел в кассационном порядке, вступают в законную силу немедленно и могут быть отменены или изменены только соответствующей надзорной инстанцией.

Президиум областного, Минского городского судов образуется в составе председателя суда, заместителей председателя суда, судей этого суда в количестве, определяемом Президентом Республики Беларусь. Состав президиума суда утверждается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции, Председателя верховного суда и председателя областного, Минского городского судов.

Верховный Суд Республики Беларусь

Одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательное решение по подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов. В Республике Беларусь таким органом для общих судов является Верховный Суд. Особенности правового статуса Верховного Суда Республики Беларусь:

- осуществляет надзор за судебной деятельностью всех общих судов республики. Процессуальными формами этого надзора является рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам с целью проверки законности и обоснованности постановлений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями, и исправления допущенных ими судебных ошибок;

- является высшей надзорной инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное решение по уголовным, гражданским и административным делам;

- дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел, и осуществляет контроль за их исполнением. Это является основной не процессуальной формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов;

- вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов. Так, по инициативе Верховного Суда Конституционный Суд 9 июля 1997г. рассмотрел вопрос о соответствии п.3 раздела III «Заключительные положения» Закона от 17 мая 1997г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь» и признал правоту его позиции;

- рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения;

- имеет самую разветвленную, по сравнению с другими судами, организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и Президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;

- обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, военному и патентному, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе.


Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только судебная коллегия по патентным делам действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда рассматривает по первой инстанции дела: - о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и судьями; - подсудные нижестоящим судам и переданные в данный' суд с согласия обвиняемого и его защитника в целях обеспечения объективности судебного разбирательства; - подсудные нижестоящим судам и принятые к производству по собственной инициативе в связи с их особой сложностью либо особым общественным значением.

На основании указанных критериев Верховным Судом были рассмотрены уголовные дела о грубом нарушении правил дорожного движения, следствием чего явилась гибель людей, в том числе Первого Секретаря ЦК КПБ П.М. Машерова, Председателя Президиума Верховного Совета БССР Ф.А. Сурганова; о столкновении пассажирского поезда Гродно-Орша с электропоездом Олехновичи-Минск, в результате чего погибло 22 и было покалечено 82 человека; об автомобильной катастрофе пассажирского автобуса «Икарус-260» 62-го маршрута в г. Минске, в которой погибло 24 человека и несколько человек получили телесные повреждения; о преступлениях, совершенных во время Великой Отечественной войны бывшими карателями охранного батальона СС, принимавшими участие в массовых уничтожениях людей. Судебная коллегия рассматривает уголовные дела по первой инстанции в составе судьи, который является председательствующим, и двух народных заседателей, если мера наказания за совершение преступления превышает десять лет лишения свободы или обвиняемый является несовершеннолетним. В противном случае дело слушается судьей единолично.

Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает по первой инстанции дела:

- по жалобам на отказ в регистрации республиканских и международных общественных объединений граждан; - по заявлениям о прекращении деятельности таких объединений; - по жалобам на отказ в регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума; - по жалобам на отказ в регистрации политических партий; - по заявлениям о прекращении деятельности политических партий; - по жалобам на решения Президента Республики Беларусь по вопросам гражданства; - по жалобам на отказ Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов в регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь; другие категории дел, подсудные Верховному Суду, в соответствии с актами законодательства.


Судебные коллегии Верховного Суда по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику, оказывают помощь нижестоящим судам по применению законодательства и осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Руководство работой судебных коллегий осуществляют их председатели, которые входят в состав соответствующих коллегий и одновременно являются заместителями Председателя Верховного Суда.

К процессуальным относится рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения, кассационные и надзорные определения судебных коллегий Верховного Суда. В рассмотрении Президиумом судебных дел принимают участие Генеральный прокурор Республики Беларусь или его заместители. Постановления Президиума принимаются большинством голосов членов Президиума и подписываются председательствующим. Осуществляя надзор за судебной деятельностью, Президиум Верховного Суда не только исправляет ошибки, допущенные судебными коллегиями Верховного Суда и иных судов республики, но и направляет судебную практику, ориентируя эти суды на единообразное применение действующего законодательства.

Организационная деятельность Президиума имеет два основных направления: 1) рассмотрение вопросов организации работы самого Верховного Суда, его подразделений и аппарата; 2) воздействие на деятельность нижестоящих судов в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства.


Пленум Верховного Суда - коллегиальный орган, направляющий судебную практику в целях обеспечения ее точного соответствия действующему законодательству. Пленум действует в составе Председателя Верховного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда, председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов, входящих в состав Пленума Верховного Суда по должности. В заседаниях Пленума могут принимать участие Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор, Министр юстиции и их заместители. По приглашению Председателя Верховного Суда в заседаниях Пленума могут участвовать судьи, члены научно-консультативного совета при Верховном Суде, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных заведений и других государственных организаций и общественных объединений. Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в три месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, уведомляются члены Пленума, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор и Министр юстиции. Заседание Пленума правомочно при наличии большинства его членов. Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума, заслушиваются по докладам инициаторов либо уполномоченных ими лиц. Для подготовки проекта постановления в необходимых случаях образуется редакционная комиссия из числа членов Пленума, а также лиц, принимающих участие в его работе. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума. Постановления Пленума подписываются председательствующим на заседании и секретарем Пленума. Секретарем Пленума является судья Верховного Суда, освобождаемый от обязанностей по основной должности и осуществляющий организационную работу по подготовке заседаний Пленума. Основное полномочие Пленума Верховного Суда дача разъяснений по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел. Эти разъяснения даются в виде постановлений Пленума и основываются на обобщении судебной практики и анализа судебной статистики. Они могут быть посвящены общим вопросам судебной деятельности, отдельным категориям уголовных, гражданских и административных дел, материально-правовым и процессуальным проблемам осуществления правосудия. Указанные постановления Пленума Верховного Суда обязательны для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.

- утверждение по представлению Председателя Верховного Суда составов судебных коллегий и их председателей, секретаря Пленума из состава его членов;

- заслушивание сообщений председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о практике применения судами законодательства, исполнении разъяснений Пленума по применению законодательства Республики Беларусь;

- избрание квалификационной коллегии судей Верховного Суда из состава членов Пленума, а также ее председателя и заместителя председателя из числа членов этой коллегии, заслушивание отчетов о ее деятельности;

- утверждение по представлению Председателя Верховного Суда состава научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь.


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ (ТРЕТЕЙСКИЙ) СУД, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ

Понятие Конституционного Суда Республики Беларусь


В соответствии с Конституцией Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве возложен на Конституционный Суд Республики Беларусь. Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.

В демократическом правовом государстве деятельность Конституционного Суда позволяет цивилизованным путем устранять недостатки законодательства, разрешать исключительно правовыми средствами возникающие конфликтные ситуации между государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, восстанавливать верховенство права и справедливость. Это отвечает интересам, как граждан, так и государства и общества в целом. Рассмотрение дел в Конституционном Суде обусловлено противоречиями в законодательстве, в том числе возникающими по объективным причинам, невозможностью во многих случаях правоприменителями однозначно определить, соответствуют ли нормативные акты Конституции. Конституционные права и гарантии их обеспечения не всегда получают в текущем законодательстве необходимое развитие и реализацию на практике. Нередко нормативные акты, принимаемые во исполнение акта более высокого уровня, не только не согласуются с содержанием его норм, но и выходят за пределы предмета допустимого регулирования. Конституционный Суд отмечает, что по делам, рассмотренным за истекший период, неконституционными признавались нормативные акты, принятые не только до введения в действие Конституции Республики Беларусь, но и после ее принятия.

Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Это распространяется на его жилье, служебное помещение, транспорт, средства связи, корреспонденцию, имущество, используемые документы. Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть досрочно прекращены: по его просьбе об отставке; в связи с утратой судьей гражданства Республики Беларусь; в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи конституционного суда; в связи с продолжением судьей, несмотря на предупреждение со стороны конституционного суда, деятельности, не совместимой с должностью судьи; в связи с совершением судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих конституционный суд; в связи с вступившим в отношении судьи в законную силу обвинительным приговором; в связи с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; в связи с признанием судьи безвестно отсутствующим либо объявлением его умершим решением суда, вступившим в законную силу; в связи с признанием судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособностью судьи по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи; в случае смерти судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании представления Конституционного Суда или личного письменного заявления судьи, с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в следующих случаях: если получено согласие Президента РБ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; если судья Конституционного Суда зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты любого уровня.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемому безотлагательно при выявлении оснований к их приостановлению.

В соответствии со статьёй 5 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о: соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам; соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь; соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Как следует из статьи 36 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» все акты Конституционного Суда, принимаемые в судебном заседании, являются решениями.

Общая характеристика хозяйственных судов

К компетенции хозяйственных судов отнесены не только хозяйственные споры, подведомственные государственным арбитражам, но и новые, ранее не рассматриваемые ни арбитражами, ни общими судами. Это, в частности, споры о признании недействительными актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и затрагивающих интересы субъектов хозяйствования, о признании этих субъектов экономически несостоятельными (банкротами). Функционирование хозяйственных судов было предусмотрено Концепцией судебно-правовой реформы, но основополагающие положения о Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь нашли закрепление в Конституции Республики Беларусь 1994 г. и в новой ее редакции.

Хозяйственные суды признаются юридическими лицами и составной частью судебной системы Республики Беларусь.

Их основные задачи:

- защита прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

- обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;

- укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

О нарушениях, допускаемых в хозяйственных (экономических) отношениях, суды информируют Президента Республики Беларусь, Парламент, Совет Министров и другие заинтересованные государственные органы. Хозяйственные суды изучают и обобщают судебную практику, ведут судебную статистику и о результатах сообщают Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь. Весьма важное значение имеет разработка Высшим Хозяйственным Судом предложений по совершенствованию хозяйственного законодательства. Это осуществляется на основе изучения и обобщение практики рассмотрения споров хозяйственными судами. В необходимых случаях для этой работы привлекаются специалисты из других организаций и научные работники.

Разрешая торгово-экономические, транспортные, кредитно-денежные и иные хозяйственные споры, возникающие между юридическими и физическими лицами (предпринимателями), в соответствии с Законом, предупреждая правонарушения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, разрабатывая предложения по совершенствованию законодательства, хозяйственные суды способствуют становлению и развитию в стране рыночной экономики, цивилизованных отношений между субъектами хозяйствования.

Современная экономика — правовая экономика, основанная на законе и договоре. Правовой порядок в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности невозможен без суда. Поэтому у хозяйственных судов — автономной ветви судебной власти — большая перспектива на дальнейшее укрепление и развитие.

Принципы организации и деятельности хозяйственных судов:

законность;

независимость судей при осуществлении правосудия;

состязательность и равенство сторон в процессе;

открытость и гласность судебного разбирательства;

свободный доступ к правосудию;

обязательность судебных актов для всех организаций и граждан.

В основе построения и функционирования, хозяйственных судов лежат демократические начала, являющиеся конституционными основами организации и деятельности всей судебной системы.

Систему хозяйственных судов составляют:

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

Хозяйственные суды областей, г. Минска, специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Высший Хозяйственный Суд несет ответственность за организацию, состояние и совершенствование деятельности судов, выполнение задач, возложенных на них. Являясь высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, Высший Хозяйственный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью хозяйственных судов. Не реже одного раза в год Высший Хозяйственный Суд информирует о деятельности хозяйственных судов Президента Республики Беларусь, Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь. Высший Хозяйственный Суд состоит из судей этого суда, в том числе Председателя, первого заместителя и заместителей Председателя. Численность заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда определяется Президентом Республики Беларусь. Количественный состав этого суда устанавливается также главой государства по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Высший судебный орган судов хозяйственной юрисдикции действует в составе:

Пленума;

Президиума:

Коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов:

судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.

В Высшем Хозяйственном Суде имеется квалификационная коллегия судей.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные к его подсудности Хозяйственным процессуальным кодексом:

- хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами республики, между административно-территориальными единицами;

- споры о признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта республиканского органа государственного управления или иного государственного органа, не соответствующего законодательству Республики Беларусь и нарушающего права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- споры, связанные с государственными секретами, и иные споры, отнесенные к подсудности Высшего Хозяйственного Суда. Ему предоставлено право дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и разрешать любое дело в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов;

- пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам судебные акты.

Таким образом, Высший Хозяйственный Суд выполняет три судебные функции: действует в качестве суда первой, надзорной инстанции и судебной инстанции по возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Высший Хозяйственный Суд:

- обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 1 ст. 116 Конституции Республики Беларусь;

- изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами хозяйственного законодательства, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

- разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;

- проверяет деятельность хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы;

- ведет судебную статистику;

- осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов;

- решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, вопросы сотрудничества с судами иностранных государств;

- осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией.

Высший Хозяйственный Суд наделен законом правом принимать по вопросам внутренней деятельности хозяйственных судов и взаимоотношений между ними правовые акты, обязательные для хозяйственных судов. Полномочия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляются через его структурные подразделения, четко регламентированные законом.


Международный арбитражный (третейский) суд



9 июля 1999 года был издан Закон Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде», на уровне мировых стандартов регламентирующий правовой статус суда, создающий правовую базу для его функционирования.

В Законе предусмотрены виды третейских судов:

1. Международный арбитражный (третейский) суд как постоянно действующая арбитражная (третейская) организация;

2. Третейский орган, специально образуемый по соглашению сторон спора вне постоянно действующей арбитражной (третейской) организации для рассмотрения отдельного спора, то есть международный арбитражный суд для рассмотрения конкретного спора.

Основная задача международного арбитражного суда – правильное и своевременное разрешение споров, отнесенных к его компетенции.

Являясь негосударственной, некоммерческой организацией, действующей на возмездной и постоянной основе, международный арбитражный (третейский) суд признается юридическим лицо. Вмешательство в его деятельность государственных органов не допускается, за исключение случаев, предусмотренных законодательством.

Экономический Суд СНГ

Экономический Суд Содружества Независимых Государств является одним из уставных постоянно действующих органов СНГ, обеспечивающий единообразное применение соглашений государств – участников Содружества и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих их экономических отношений.

Организация, порядок деятельности, компетенция Экономического Суда СНГ определяется межгосударственными соглашениями и Положением о нем. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемым Пленумом Экономического Суда Содружества. Экономический Суд СНГ был образован 6 июля 1992 года. Совет глав государств – участников СНГ утвердил Соглашение о статусе Экономического Суда и Положение о нем. 5 июля 1994 года был утвержден регламент этого суда. В 1995 году принят Закон о статусе судей Экономического Суда Содружества.

К ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества; о соответствии нормативных и других актов государств – участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.
Экономический Суд СНГ образуется из равного числа судей (по два) от каждого государства – участника.
Председатель и его заместители избираются судьями этого суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на пять лет.

Принципы организации и деятельности хозяйственных судов:

 


|
Сегодня:

На верх страницы
На главную