Станция “Северный полюс-42” дрейфует полгода: почему ей не страшен раскол льдины

Stancija severnyj poljus 42 drejfuet polgoda pochemu ej ne strashen raskol ldiny 8221698.jpg

Полгода назад, 30 сентября 2024 года, официально начала работать дрейфующая станция Северный полюс-42. Сейчас она находится примерно в 600 километрах от географического Северного полюса. О том, почему конкретная льдина становится "землей" для дрейфующей станции, "РГ" рассказала научный сотрудник Арктического и антарктического научно-исследовательского института Анна Тимофеева. Она принимала активное участие в выборе льдины для СП-41 и СП-42, многократно на вертолете облетала льдины-кандидаты.

"Льдину выбирают в несколько этапов. Предварительный начинается за несколько месяцев до предполагаемого дрейфа, непосредственно в институте, – сообщила специалист. – Изучается информация, получаемая со спутников. Прежде всего, определяют предполагаемый район высадки дрейфующей станции. Главная задача – выбрать точку начала дрейфа именно там, где с наибольшей вероятностью льдина войдет в так называемый трансарктический дрейф, который должен закончиться в проливе Фрама. Самый нежелательный вариант для дрейфа – оказаться в канадском секторе".

Исходя из анализа спутниковой информации, были названы льдины-кандидаты.

"Но без осмотра на месте выбор сделать невозможно, – продолжает Анна. – Спутниковая информация важна и на подготовительном этапе, и в оперативном режиме. Однако она не дает полной картины, так как по снимкам из космоса сложно оценить реальное состояние ледяного покрова. Нужно все проверять глазами: облеты ледовой разведки с вертолета и осмотр льдины при посадке. А потом руками, ногами. Подходящая льдина тщательно проверяется: с помощью бурения, уточняется ее толщина, также обследуют с использованием снегоходов ледяное поле. В целом состояние льда для СП-42 было более подходящим, чем при выборе начальной точки дрейфа для СП-41. Два года назад найти лед с толщиной более одного метра оказалось сложнее".

Непосредственно в районе предполагаемого дрейфа в сентябре минувшего года обследовали шесть крупных ледяных полей. В итоге остановились на трех. Но к выбранному полю "номер один" судно "Северный полюс", которое должно было дрейфовать вместе со станцией, подойти не смогло из-за быстро начавшегося интенсивного ледообразования. Поэтому базовой для СП-42 стала другая льдина. Однако это не случайное решение, принятое в экстремальных условиях. Льдина была подобрана и тщательно обследована заранее.

"Опыт дрейфующих станций показывает: лед ломается всегда, – отметила специалист. – Но уникальный формат судна "Северный полюс" дает возможность в случае раскола перебраться полностью на его борт, сохранив и оборудование, и, конечно, людей. Оно может и перешвартоваться к другому ледяному полю и уже развернуть лагерь на нем".

Так что ничего фатального при расколах льдины не произойдет. Станцию не придется в срочном порядке эвакуировать, как это было, например, с последней станцией традиционного формата (только ледовый лагерь без судна ) СП-40 в 2013 году.